"Дай пить!" – подбежал к матери маленький Саша.
"Ты же уже пил с бабушкой чай...", – удивилась она.
"Пиииить!" – застучал Саша игрушкой о стену. Мама ушла на кухню,
вернулась с чашкой. Все это время ребенок стучал своей машинкой и требовал
пить. Получив чашку, замер на миг-другой, а затем отшвырнул с криком "Не
буду пить!". Мама рассердилась, у Саши началась истерика…
С детскими капризами приходится сталкиваться всем родителям.
Они начинают проявляться у детей с двух-трехлетнего возраста, и порой
вспыхивают совершенно внезапно, на фоне вполне благополучного, казалось бы, поведения ребенка. Столь
резкое проявление детских капризов пугает многих родителей – насколько же они
действительно опасны для психики ребенка?
По мнению психоаналитиков, оценить это можно, если тщательно
проанализировать детское поведение. Если капризы проявляются с заметной
регулярностью, становятся частыми, то это может оказаться признаком заболевания
нервной системы: в таком случае ребенка стоит показать врачу-невропатологу.
Если же ребенок очевидно здоров, и капризничает только с определенными людьми,
то проблему стоит искать в семейных отношениях, в том, как реагируют родители
на его поступки.
В этой статье мы собрали несколько советов детских
психологов, которые должны помочь родителям в случаях проблемного поведения
ребенка.
1. Родителям следует четко определить список разрешенных и
запрещенных вещей, и всегда придерживаться однажды установленного запрета.
Многим мамам не удается ничего придумать в сложной ситуации и они предпочитают
уступить, лишь бы кричащий ребенок замолчал. Это опасный путь. Он ведет к тому,
что негативные реакции детей закрепляются и усиливаются со временем.
2. Когда требование ребенка неразумно, вредно для него, то,
как бы он ни кричал и ни плакал, его исполнять нельзя.
3. Оставлять капризничающего ребенка одного не стоит, но не
нужно также ласкать и утешать его, пытаться поднимать с пола, несмотря на
сопротивление. Занимайся своим делом, но держи малыша в поле зрения.
Ребенок должен усвоить, что ситуация под контролем, но ты непреклонна в своем
решении.
4. Наша жизнь подчинена принципу получения удовольствия.
Поэтому при общении с ребенком как можно чаще используй положительные стимулы
за хорошее поведение – таким образом ты будешь мотивировать ребенка на
стремление к правильным поступкам. Чем больше желание совершать хорошее, тем
меньше – плохое, это аксиома.
5. Поощряй ребенка похвалой, ласковым голосом, совместной
прогулкой, прочти ему сказку, вместе сделайте аппликацию – родительское внимание
является наиболее действенным способом установить контакт, часто гораздо более
эффективным, чем подарки. Конечно, дарить ребенку подарки можно и нужно. Но
лучше делать это, когда особенно хочется порадовать малыша. Подарок не должен
становиться воплощением чувства вины или способом успокоения каприза.
6. Дети скорее разражаются плачем и криком, когда они
устали, проголодались или чувствуют, что их торопят. Постарайся предвидеть
такие моменты: не отправляйся в магазин за покупками, когда твой ребенок проголодался.
Если тебе нужно быстро куда-то собраться, не предлагай надеть одежду, которую
ребенок не может терпеть.
7. Чаще предлагай ребенку самостоятельный выбор, если у вас
возникают разногласия. К примеру, ребенок не хочет надевать теплую вещь. Не повышай
голос, не пугай наказанием. Лучше договориться: "Ты наденешь зимнюю, но
сам выберешь красивый шарф, свитер, шапочку и т.д". Либо: "Хорошо,
решай. Или ты надеваешь летнюю и остаешься дома один, или идешь гулять в зимней
со мной".
8. Маленькие дети более склонны реагировать на просьбу
родителей, подразумевающую действия, чем прислушаться к просьбе хорошо себя
вести. Поэтому, если твой ребенок кричит и плачет, попроси подойти к тебе или
найти для тебя что-нибудь, либо дай ему что-нибудь, чтобы он нес, вместо
того, чтобы требовать прекратить крик.
9. Ребенок должен усвоить, что его поведению есть пределы.
Скажи ему "Хотя ты и рассердился, нельзя кричать в магазине", чтобы
он понимал, что есть ситуации, в которых каприз не допускается. Кроме того,
ребенку часто бывает полезным объяснить последствия его поведения. Скажи,
например: "Ты ведешь себя плохо, и мы не позволим этого. Если ты будешь
продолжать, тебе придется уйти к себе в комнату, остаться без сладкого, без телевизора и
т.п.".
10. Самые сложные для родителей моменты – это детские
истерики в общественных местах. Главное в подобных случаях – вооружиться
терпением и выдержкой и переждать вспышку аффекта, твердо и простыми словами
объяснив ребенку, почему ты не будешь выполнять его требование и не реагируя на
инструкции посторонних. Когда аффект станет вялым, продолжай свой путь в
молчании, но в дальнейшем, убедившись, что ребенок успокоился, обсуди с ним
происшедшее : "Что сегодня произошло, как надо было попросить".
Объясни, что такими поступками он ничего никогда не добьется. Если начнется
истерика, не поддавайся и не реагируй на нее, дождись, когда ребенок успокоится
и возобновит общение с тобой. Нужно учить ребенка выражать свои желания
приемлемым способом, объяснять, что криком получить требуемое невозможно, и
своим поведением не закреплять у ребенка подобные манипуляции.
Источник: http://ivona.bigmir.net/deti/to_seven/318800-Kak-borot-sja-s-detskimi-kaprizami?&utm_campaign=Similar%20Articles%20ivona |